Сначала о том, почему сложно разобраться – масло с какой маркировкой конкретно лить в свою коробку автомат?
В первую очередь информацию смотрят в руководстве по эксплуатации автомобиля, в разделе - рекомендации автопроизводителя или в электронных каталогах запчастей (в основном это прерогатива продавцов) . В названии масла указывается именно бренд автомобиля. К примеру, трансмиссионные жидкости для Фольсквагена маркируются именно со словом Volkswagen (Например: трансмиссионная жидкость для АКПП, установленных на автомобилях концерна VAG ATF G055025). Тойота, Ниссан, Хендай и другие бренды также рекомендуют дорогие масла с названием своего бренда автомобилей. Жидкость для АКПП Хендай может маркироваться как HYUNDAI XTeer ATF SP-IV.
Однако автопроизводители сами не выпускают свои трансмиссионные жидкости. И тот же самый продукт на рынке появляется напрямую от самих производителей трансмиссионных жидкостей часто под другими маркировками, без названия бренда автомобиля. Например: Dexron, Роснефть (Rosneft Kinetic ATF 3 или другое).
Кроме того, свои маркировки на те же масла производители масел могут ставить не под автомобили (Фольксваген, Хендай, Тойота и т.д), а под модели коробок. Например, маркировка CVT – для вариаторов. Для АКПП – ATF 1, ATF 2, S ATF 3, SP-III, SP-IV, Multi ATF.
Такая маркировка оправдана, так как одни и те же автоматические коробки передач могут стоять на автомобилях разных брендов и моделей. Но сложности добавляет то, что на автомобилях одной модели и бренда в разных комплектациях и моделях кузова могут стоять разные автоматические коробки передач. Например, на 3-дверном BMW могут быть установлены АКПП ZF 6HP21, ZF 8HP45 или General Motors 6L45.
Как правильно выбрать масло для АКПП
В первую очередь трансмиссионная жидкость выбирается под тип коробки автомата.
- Для вариаторов с - маркировкой CVT.
- Для гидромеханической автоматический коробки передач - ATF.
- Для механики - маркировка с буквой G (G-FF, GFT, G с цифрой).
Эти элементы маркировки обязательно должны быть в мануале конкретного автомобиля. Как пример выше HYUNDAI XTeer ATF SP-IV, где ATF означает «масло для автоматической коробки передач». Дополнительная маркировка (SP-III или SP-IV и так далее) детализируют специфику. Например, SP-III для 4 ступенчатых автоматов, SP-IV – для 6 ступенчатых автоматов т.д.
Далее уточняется тип масла:
- Синтетика.
- Полусинтетика.
- Минеральное.
Это важно. Например, для роботизированных коробок передач DSG автомобильный ряд концерна VAG изначально рекомендовалась синтетика. В процессе эксплуатации десятков тысяч автомобилей выяснилось, что синтетика в этих агрегатах агрессивна к пластику и резине, и коробка быстро выходила из строя. Потому позже производитель рекомендовал перейти на минеральную трансмиссионную жидкость. Хотя в мануалах старых автомобилей можно по прежнему найти рекомендацию использовать синтетику.
При частичной замене следует использовать точно такое масло, которое было залито с завода. Часть старого масла при такой смене остаётся в АКПП. И если залить другое масло, получится коктейль из разных масел с непредсказуемыми реакциями и свойствами. Если не удается найти оригинал, лучше проводить полную замену, чтобы все масло было однородным.
На рынке постоянно появляются новые, улучшенные виды масел. Квалифицированные автомеханики могут также их рекомендовать. Например, если машина старая, и рекомендованные автопроизводителем масла просто сняты с производства, вместо них в автосервисах могут предложить новые продукты с улучшенными характеристиками.
В итоге, можно сказать, что масло для АКПП подбирается индивидуально под каждый автомобиль и тип коробки. При этом обязательно учитываются:
- Рекомендации автопроизводителя в руководстве по эксплуатации, если таковые есть.
- Советы квалифицированных специалистов в автотехцентрах и продавцов автомагазинов, специализирующихся на продаже трансмиссионных жидкостей.
- Опыт и мнения владельцев автомобилей с такими же АКПП в сети и среди знакомых.
Главное при любой замене – использовать только подходящее и качественное масло от проверенных поставщиков. С автозаводов во всех АКПП залито гарантированно качественное оригинальное масло. Если заменить его на некачественное, можно нанести значительный вред коробке передач.
Почему важно состояние масла в коробках автоматах
Современные масла содержат в себе большой набор различных добавок и присадок: противопенных, для устойчивости к перегреву, образующих стойкую защитную пленку на всех подверженных трению узлах коробки передач, антиокислительных, чистящих и так далее. Если раньше пробег в 100 тыс. км без капремонта считался огромным для всего автомобиля, то сегодня даже такой сложный агрегат как АКПП имеет ресурс до 100-250 тыс. км. Это во многом благодаря именно качественным современным трансмиссионным жидкостям.
Каждый производитель автоматических коробок передач знает особенности своих механизмов, металлов и сплавов. Поэтому масла разрабатываются специально эти характеристики них. Именно поэтому для разных моделей АКПП рекомендуются свои трансмиссионные жидкости с уникальным набором присадок.